Главная » ИНВЕСТИЦИИ » «У нас метр жилья дешевле средней зарплаты». Глава БЕЛАЗа о «клубе миллиардеров», БелДжи, электросамосвалах

«У нас метр жилья дешевле средней зарплаты». Глава БЕЛАЗа о «клубе миллиардеров», БелДжи, электросамосвалах

В эти дни Белорусский автомобильный завод (БЕЛАЗ) празднует 70-летие. Гендиректор жодинского гиганта Петр Пархомчик пребывает в хорошем настроении. И не только из-за юбилея. По итогам 2018 года БЕЛАЗ должен выйти на докризисный рекордный уровень и вернуться в «клуб миллиардеров». Эти факторы способствовали тому, что Петр Пархомчик был абсолютно открыт к беседе с журналистами на самые разные темы.


Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

2011 и 2012 годы были самыми успешными в истории БЕЛАЗа. Госкомпания заявила о себе на мировом рынке карьерной техники, ворвавшись в так называемый «клуб миллиардеров», реализовав продукции более чем на миллиард долларов.

Затем, правда, пришлось преодолевать последствия мирового кризиса в горнодобывающей сфере. Стагнация принесла большие потери всем производителям горнодобывающего оборудования. Как итог, помимо всего прочего, некоторые мировые компании — например, Bucyrus, Joy Global и Terex Trucks — полностью потеряли свою самостоятельность.

В 2011 году на БЕЛАЗе стартовал масштабный инвестиционный проект «Создание мощностей и увеличение объемов производства и реализации карьерных самосвалов грузоподъемностью 90−450 тонн». За прошедшее время было вложено в модернизацию свыше 257 млн долларов. Введены в эксплуатацию расширенный блок производственных цехов № 3, новый корпус отделки и сдачи карьерных самосвалов, поступило 489 единиц технологического оборудования, модернизировано 168 единиц используемого оборудования, следует из материалов предприятия. В скором времени в прессовом цехе будет введен в эксплуатацию новый окрасочный комплекс.

— Мы подверглись критике за эту модернизацию [в кризис]. Но жизнь показала, что все делали правильно, — считает Пархомчик. — Когда начинали инвестпроект, то поставили задачу произвести самосвалы особо большой грузоподъемности — 90 тонн и выше — 838 единиц в год. На конец минувшего десятилетия производили 330−340 в год. В прошлом году мы произвели 615, а продали 646 тяжелых карьерных самосвалов. За восемь месяцев текущего года уже произведено 548 единиц такой техники. По итогам года будет близко к 800 самосвалам.

Если в 2013 году доля белорусского завода на мировом рынке карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 тонн и выше составляла около 12%, то по итогам 2017-го она уже превысила 27%. Сегодня БЕЛАЗ входит в тройку ведущих мировых производителей.

«Конкуренты имеют больше финансовых инструментов для продвижения своей продукции»

В 2017 году прогнозы у топ-менеджеров жодинского завода по выручке и чистой прибыли на 2018 год были сдержанными. Но «благоволила конъюнктура». В конце 2017 и начале текущего года БЕЛАЗ даже немного поднял цены, что в итоге отразилось на объемах производства и чистой прибыли. «По итогам года выручка [головной компании холдинга] будет более миллиарда долларов», — сказал Пархомчик. Что касается чистой прибыли, то, по словам гендиректора, «за 9 месяцев мы повторили результат прошлого года». По данным финансовой отчетности по национальным стандартам, чистая прибыль БЕЛАЗа за 2017 год составила 200 млн рублей.

Кредиторская задолженность БЕЛАЗа на 1 июля составляла 380 млн рублей, внешняя дебиторская — 555 млн рублей. Минпром периодически упрекал БЕЛАЗ за высокую дебиторку.

— Это не просроченная, а текущая задолженность, — уточняет Пархомчик. — Мы отдаем технику в рассрочку 90−180 дней. В отчетности за 2016 год был срок до 2 лет? Это в кризис было. Сейчас мы действуем жестко. По России сейчас укладываемся в 90 дней. Но все зависит от ситуации на рынке. Потому что наши конкуренты имеют больше финансовых инструментов для продвижения своей продукции.

Львиная доля отгружаемой техники жодинского предприятия приходится на Россию и страны СНГ. Но стоит задача по диверсификации поставок. Определенные успехи есть и в этой части.


Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— Три года назад поставили первые карьерные самосвалы в Индонезию. Сегодня там работают 40 наших 136-тонников. До конца года должны туда поставить еще около 40 единиц. А в Индонезии, между прочим, есть сборочное производство компании Komatsu. В Зимбабве осуществлена поставка 52 единиц техники. Это является одной из самых крупных годовых партий, реализованных в дальнее зарубежье, а объем поставок в Узбекистан — рекордный за всю многолетнюю историю сотрудничества с горнодобывающими предприятиями этой страны. Количество машин, которые мы должны поставить в Узбекистан в 2017—2018 годах, составляет 275 единиц.

Есть определенные сложности с выходом на новые рынки и с точки зрения белорусского законодательства. Дело в том, что покупатели хотят получить машину на обкатку. А, например, доставка и сборка 360-тонника обойдется в 700−750 тысяч долларов. Если сделка не будет заключена, то контролирующие органы могут затраты на логистику трактовать как причинение ущерба государству.

«Для стартапа по созданию электросамосвала рассчитываем получить финансирование от канадского правительства»

В период турбулентности БЕЛАЗ представил карьерный самосвал грузоподъемностью 450 тонн, равного которому в мире до сих пор нет. Однако в серийное производство модель не запущена. Единственный большой самосвал проходит проверку на прочность в карьерах Кузбасса.


Фото: пресс-служба БЕЛАЗа

— Мы сознательно не продаем пока второй и третий самосвалы, — поясняет Пархомчик. — Ждем результатов всех испытаний, хотим проверить в разных условиях. А на это надо 2,5−3 года. Мы дорожим своим брендом. И понимаем, что любая «скороспелая» продукция может нанести ущерб имиджу. Потом будет сложно оправдываться и доказывать, что произошла какая-то случайность.

Петр Пархомчик отметил, что производство 450-тонника создало базу для повышения класса грузоподъемности выпускаемых самосвалов.

— Расти сможем после того, как появится шина, которая выдержит большую нагрузку. Заказ на ее разработку разместили наши конкуренты. Разработкой новой шины занимается японская компания Bridgestone. По нашей информации, такая шина должна появиться в ближайшие 2−2,5 года. Возможно, еще год понадобится на испытания шины. После этого компания будет готова ее предложить рынку. Это будет 550−560-тонник.

В настоящее время конструкторы БЕЛАЗа отрабатывают темы, связанные с новыми видами карьерных самосвалов. Это грузовики с двигателями, работающими на сжиженном природном газе, на аккумуляторных батареях, это роботизированные комплексы. Некоторые решения уже представлены рынку.

Первые беспилотные комплексы, которые состоят из самосвала грузоподъемностью 136 тонн и колесного фронтального погрузчика, до конца 2018 года будут поставлены в адрес Сибирской угольной энергетической компании. «Обсуждается также второй комплекс из пяти машин, которые планируется поставить в первом полугодии следующего года. Эти поставки и есть эксплуатационные испытания в разных климатических условиях. После годичных испытаний будет обсуждаться серийное производство беспилотных самосвалов», — отметил Пархомчик.

Беспилотный карьерный самосвал стоит на 200−250 тыс. долларов дороже обычного. По расчетам экспертов БЕЛАЗа, эти деньги окупаются в течение 5−6 месяцев. «Такие самосвалы решают ряд проблем. В некоторых регионах есть дефицит водителей. Не все готовы работать в очень сложных природных условиях. Плюс ко всему перевозка ряда сырьевых ресурсов вредна для здоровья», — отметил гендиректор БЕЛАЗа.


Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Ведется также работа по разработке машины с использованием сменной аккумуляторной батареи вместо двигателя внутреннего сгорания. Зарядка накопителей предполагается во время движения под контактной сетью и на спуске.

— Подготовлен серьезный документ о разработке, создании электросамосвала совместно с канадской компанией. Мы по этому стартапу рассчитываем получить финансирование от канадского правительства. Уже есть потребитель — международная горнодобывающая компания ArcelorMittal, — сказал Петр Пархомчик. — Проблема разработки такого самосвала заключается в том, что существующие аккумуляторные батареи позволяют самосвалу работать в течение трех-четырех часов после зарядки. Нам надо, чтобы хотя бы восемь часов, потом самосвал подзарядился в течение 20−30 минут — и поехал дальше. Если мы эту задачу решим, то такая техника будет. В российских карьерах используются в основном электрические экскаваторы. Наши конкуренты уже делают самосвалы, которые работают в шахтах под землей именно на аккумуляторных батареях.

«На начальном этапе я скептично относился к БелДжи

С недавних пор БЕЛАЗ причастен к еще одному резонансному событию: открытию завода «БелДжи», который занимается мелкоузловой сборкой автомобилей Geely. Мало кто знает, что в СЗАО «БелДжи» 55,5% акций принадлежит ОАО «БЕЛАЗ». Однако со стороны кажется, что жодинский производитель самосвалов не принимает активного участия в управлении новым предприятием. Петр Пархомчик категорически не согласен с такой формулировкой.


Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Мы самые активные участники, — утверждает он. — Я участвую во всех советах директоров, наши представители есть в ревизионной комиссии.

Согласно отчетности за 2016 год (за 2017 год еще не опубликована), вклад БЕЛАЗа в БелДжи составил 27 млн евро. По словам Пархомчика, итоговая «цифра больше». Для реализации проекта был выделен китайский кредит на 158,7 млн долларов. Общий объем инвестиций составил 330 млн долларов. Часть ресурсов была выделена «под имя БЕЛАЗа и гарантии правительства Беларуси, вторая — под холдинг Geely». В случае если проект окажется неудачным, то чьи потери — Беларуси или Китая — будут больше? Глава БЕЛАЗа призывает мыслить иначе, хотя и соглашается с аргументом, что «эти ресурсы было бы где потратить и у себя».

— Скажу честно, на начальном этапе я тоже был пессимистом по отношению к этому проекту. Это не секрет, — говорит Пархомчик. — Но сейчас я с оптимизмом смотрю в будущее. Как мы сейчас гордимся выпуском карьерных самосвалов, так, думаю, через 5−6 лет будем гордиться тем, что у нас зародилось производство легкового автотранспорта. Риски есть всегда. Но мы уверены, что [худшего] не случится. Китайские партнеры дорожат своим именем, для них это первый пилотный проект за пределами страны. Мы также активны. На дочке «БЕЛАЗ-Сервис» разместили производство передних и задних мостов. На БелДжи создали тысячу новых рабочих мест, закупили новое современное оборудование.

Сейчас надо рынок подстроить под эту машину. Потому что в СМИ появляются определенные негативные моменты. У кого-то что-то сломалось, что-то поржавело и так далее. А ведь кроме нас «Джили» собирали и в России по лицензии. Но это мало кого волнует. А негатив остается.

Я вот возвращаюсь из командировки и, бывает, вызываю такси, чтобы добраться до дома. А мне в последнее время попадались водители на «Джили». И начинаю их провоцировать, мол, «не мог купить нормального европейца». А мужик мне и отвечает: «Дядька, мало ты что понимаешь. Я ее купил за 12 тысяч долларов. Отбил за 2 года. Сейчас продам за 4−5 тысяч [долларов], куплю следующую». У него своя экономика.

В целом на машину растет спрос. К концу текущего года выйдем на выпуск 70 автомобилей в смену, в 2019 году увеличим до 100−120. На новую машину дается 4 года гарантии. Предоставляются кредиты на приобретение. Надо просто время, чтобы все это раскрутилось.

«Сейчас людей берем точечно. Если и открываем вакансии, то для конструкторов, технологов»

Что касается дальнейших планов, то в скором времени БЕЛАЗ планирует внедрить в производство гибкие производственные системы. Это подразумевает автоматизацию серийного производства, позволяющее экономить время и труд работников. Но такая цифровизация производства не приведет к сокращению персонала, «это будет новое направление, дополнительное к тому, что сегодня делаем».

На головной площадке БЕЛАЗа в Жодино работает 10 тысяч человек. Всего в холдинге — 14,5 тыс. человек. В кризис под оптимизацию попали 1000 работников завода в Жодино.


Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— Было такое. TUT.BY об этом написал, — вспоминает Пархомчик. — Напишите сейчас, что за 2017 год мы прибавили к численности 967 человек. За 8 месяцев приросли еще на 607. То есть выросли в полтора раза. Сейчас людей берем только точечно. Людей, которые в будущем могут нам пригодиться. Если и открываем вакансии, то для конструкторов, технологов. Но не расширяем штат юристов, экономистов, бухгалтеров.

Средняя заработная плата на головном предприятии составляет 1,6−1,7 тыс. рублей.

— В нашем коллективном договоре есть еще и масса социальных благ, — отмечает Пархомчик. — Например, человек уходит на пенсию и получает сразу же до 5 средних зарплат. Это до 4000 долларов. Мне кажется, неплохо. Затем становится на учет в отделе социальной защиты и каждый квартал мы ему выплачиваем надбавку к пенсии, которая зависит от стажа работы на заводе.

БЕЛАЗ также принимает участие в строительстве домов для работников предприятия. За 10 лет уже построено 7 домов. В настоящее время разработана жилищная концепция, согласно которой планируется ежегодно строить по одному дому до 2025 года. «Считаю, что стоимость жилья доступна для наших работников. Цена квадратного метра (1155 рублей) меньше, чем средняя зарплата», — резюмирует Петр Пархомчик.

29 сентября на БЕЛАЗе пройдет День открытых дверей

 


Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*